«Лайк» за лекцию Или несколько слов о возможностях онлайн преподавания

Аудитория голосует «лайком»

Помнится, когда я написала самую важную главу своей кандидатской диссертации, где излагалась методология исследования, мой руководитель охарактеризовал ее одной фразой: «Читал, как роман». Далее мне, пришедшей dв науку из практической журналистики, пришлось ее почти полностью переписывать в соответствии с требованиями научного текста.
Почему я об этом вспомнила?
Да потому, что с полной ответственностью могу сказать, учебные лекции большинства преподавателей в большей степени отвечают требованиям научного текста. А должны, на мой взгляд, в большей степени соответствовать увлекательному роману, если даются в текстовом варианте, и публичной речи, если вы лекцию читаете.
Понимаю, что не все разделят мою точку зрения. Но проблема удержания внимания и вовлеченности студентов в процесс обучения приобрела особую актуальность с развитием онлайн преподавания.
Эффект телезрителя и радиослушателя в онлайн обучении никто не отменял. Каждый обучающийся здесь зритель или слушатель. И каждый ставит «лайк», выбирая таким образом курс, лекцию, преподавателя.
Безусловно, это целый комплекс технологий преподавания и учебных инструментов. Давайте поговорим об одном из инструментов, которые делают увлекательными сценарий учебной лекции. Это оживление лекции через создание образа героя, как действующего лица происходящего, участника событий, на основе исторических примеров. Причем, история понимается нами очень широко: во всех аспектах жизнедеятельности. Т.е. очеловечивание исторических эпизодов, взятых из практической жизни.

Очеловечить исторический эпизод

Знаете выражение: «Историю делают люди». В самом деле, за каждым историческим примером всегда стоят чьи-то судьбы, поступки, конкретные участники события, которые или принимали участие в его организации, или сделали это событие достоянием общества, или просто жили, наконец.
Именно вокруг образа конкретного человека, его поступков, желаний, отношения к происходящему и взглядов на него и следует строить лекцию. Поэтому образ человека, как участника исторического события, или исторического героя, повлиявшего на событие и должно быть основным содержательным ядром лекции. Через поступки, эпизоды, параллели, сюжеты и сценки выстраивать свою лекцию как жизнь(действия) человека в конкретный исторический период времени.
Помните, как проводил урок истории учитель Илья Семенович, сыгранный актером Вячеславом Тихоновым, когда рассказывал о возглавившем восстание моряков на крейсере «Очаков» лейтенанте П.П.Шмидте в фильме «Доживем до понедельника».

Обратите внимание, как тонко переведен официальный исторический факт в плоскость личного участия. Показано, что развитие истории по большому счету определяют человеческие поступки. А как грамотно включены ученики в процесс принятия решения, от которого зависит и твоя судьба, и судьба окружающих тебя людей, и осознание ответственности за содеянное, и что за ним последует.
Очеловеченный исторический эпизод в лекции дает преподавателю массу вариантов мотивации студентов на углубленное изучение предмета, способствует интерактивному участию учеников в процессе обучения, повышает запоминание учебного материала.

Проживаем жизнь вместе

В электронном обучении прежде чем вы приступите к созданию учебной лекции, необходимо определиться какие технические ресурсы будете использовать. Будет ли это живая онлайн лекция или запись. Как создать эффект сопричастности студента к событию, как втянуть его в процесс обсуждения, заставить сопереживать. Возможностей множество.
Во-первых, любой эпизод в электронной лекции возможно усилить за счет возможностей визуализации: видеодокументами и художественными вставками, картинками и фото, графиками и картами и т.д.
Во-вторых, определит формат лекции: будет ли это монолог или включенные диалоги, обсуждения. От этого зависит: работаете ли вы в вебинарной комнате или пишите себя на камеру. Если выбрали вебинарную комнату: будет ли это презентация или включенное видео. Как будут участвовать студенты: общение через письменный чат или включение камеры. Работать студенты буду в групповом режиме или индивидуальном.
В третьих, заранее выложить материал к лекции. Те самые пресловутые видео-фрагменты документальные художественные, выдержки из документов, статей и т.д. Только этот материал не должен быть тяжелым для восприятия и объемным. Он должен быть мотивирующим на необходимость изучения темы, разжигающим страсть…Обязательно должны быть представлены спорные моменты и разные точки зрения на проблему. И дать им возможность опровергать, не соглашаться. А для этого давать поисковые ориентиры в социальных сетях, электронных библиотеках, СМИ.
В-четвертых, для понимания того, насколько ученики поняли тему, хорошо создавать групповой неформальный чат, в котором предоставить обучающимся возможность писать не письменные комментарии, а использовать картинки, видео, фото и предлагать родственные темы для обсуждения.

Алгоритм структуры видео-лекции: обязательные элементы

В самом деле, количество элементов в структуре лекции может быть разным. Это зависит и от темы, и от технических возможностей, и от избранного формата, и от уровня подготовки учеников. Но очеловеченный Вами образ героя должен стать связующим звеном для создания единого учебного полотна. Но вот обязательные элементы алгоритма следующие:
1. Вступление. Это картинка, как предвосхищение события, введение учеников в проблему.
2. Характеристика ситуации и перевод на конкретных участников через их чувства, принадлежность к происходящему.
3. Интрига. Причастность героя к происходящему. Показ конфликта, случая. Необходимость принятия или непринятия решения, совершения поступка.
4. Результат. Как повлияло действие или бездействие на ситуацию. Что стало.
5. Прогнозы. А что могло бы стать. Проигрывание разных ситуаций как в рамках свершившегося, так и не произошедшего.
5. Выводы.
И еще одно необходимое условие: ставить студентов в ситуацию принятия решения, заставлять их это переживать и преломлять через себя, разжигать эмоции…

Это всего лишь один из методов создания электронной лекции. Наверняка в вашем педагогическим арсенале их множество. Будем рады, если вы поделитесь своим опытом. Комментарии также приветствуются.

Если Вы считаете материал полезным, жмите «лайк» и расскажите о нем друзьям.

  • Получить

    rrybuf 2 https://yadi.sk/i/V0kU45AWd3LqY
  • Опросы

    Понравился ли Вам наш сайт?

    View Results

    Загрузка ... Загрузка ...
Вверх